[email protected]
8-903-129-11-89
8-916-606-00-17

Сад на белом листе

Журнал «Современный дом» №122 (2011 год)

Часто встречающаяся проблема современного загородного строительства — очень маленький участок. При этом заказчик, насмотревшись заграничных садовых красот, хочет уместить на нем все, начиная с горки, заканчивая ручьем. Получается нагромождение и скученность. В таком саду глаз не отдыхает, а натыкается на препятствия. Другое противоречие, с которым мы часто сталкиваемся в нашей практике, это, с одной стороны, тяга к зарубежной красоте, с другой — тоска по некоему «русскому саду». В душе русского человека часто происходит конфликт, борьба выборамежду зарубежным бисквитом и отечественным пряником.

Что же такое «русский сад»? Чего просит душа русского человека? Что длянее гармонично? Давайте обратимсяк истории садово-паркового искусства России XVIII — начала XX века. Профессор А.П. Вергунов в своей монографии «Русские сады и парки», отвечаяна вопрос, что ближе к понятию русскогосада, склонен считать, что это не парадные загородные резиденции, а типичные дворянские усадьбы, которые строились вокруг столиц и во всех среднерусских провинциях. Их отличием было специфическое сочетание утилитарных и эстетических функций. В садах XVIII века декоративный элемент как бы вкраплен в общий хозяйственный фон усадьбы. Позже, в XIX — начале XX века, напротив, отдельные утилитарные элементы включались в общий ансамбль усадьбы, которая в целом строилась по законам художественной композиции: «затейливые беседки-«чердаки» среди плодовых деревьев, яблони в боскетах... ягодные кустарники, овощные грядки в регулярных партерах, сложный декоративный рисунок аптекарских огородов, украшение птичникови рыбных прудов — все это приметыдавних традиций, сложившихся еще в боярских вотчинах и монастырях Древней Руси и связанных с эстетическим осмыслением утилитарных функций сада» (Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 2007. с.14).В советский период частное садоводство было сугубо практичным, выполняло чисто утилитарную функцию. Обладатели шестисоточных наделов старались разместить на них как можно больше грядок.

В первые годы постсоветского периода зачастую владелец участка, отрицая национальные корни, пытался полностью превратить свой сад в картинкуиз зарубежного журнала. Таким садом можно любоваться (впрочем, вскоре и это прискучит), но не жить в нем. Позднее стал просыпаться интерес к «русскому»: появляются отдельные утилитарные элементы на приусадебных участках — огороды, фруктовые деревья. Их как бы стыдятся, располагают на задворках и называют «декоративными». Такие включения выглядят несколько искусственно.

Хочется найти свое лицо, свой русский сад. Так каков же он? Как достичь гармонии, как уравновесить тягу к красоте и функциональность? Как создать русский сад, а не зарубежную копию? Как раздвинуть пространство и эффективно его использовать? Как сделать так, чтобы садрадовал все органы чувств человека: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус; приносил духовную радостьи гармонизировал душу?

Со всеми этими проблемами мы столкнулись, придя на участок площадью 15 соток в деревне Захарково, где дом, приусадебные постройкии мощение занимали большую частьучастка, а на озеленение оставалось пресловутых шесть соток.

Впервые мы увидели этот участок зимой: все было ровно, пусто и бело,как белый лист бумаги. Отсюда и родилось название проекта — «Садна белом листе». В качестве архитектурного решения для столь небольшого пространствабыла выбрана интерпретация сада в виде открытой зеленой гостинойкак продолжение внутренних пространств дома.

Центром участка является патио (80 м2), оно расположено между домом и бассейном. Рисунок мощения, выполненный из гранитных плит, подчеркивает его форму — двух частично наложенных друг на друга квадратов. На этом трехцветном ковре разместились колоннада с перголой, садовый диванчик, приподнятые клумбы, камин, водоем с водопадом и садовая мебель. Все вместе представляет собой гостиную на открытом воздухе. Межоконные пространствабассейна расположены в створе колонн перголы. В целом колоннада, бассейни южный фасад дома являют собой единый ансамбль. Интерколумнии перголы образуют как бы четыре окна, из которых открываются различные виды на сад.

Восточное окно выходит на фруктовый сад — цветущие ветки сливи яблонь заглядывают в нашу гостиную. Фруктовый сад стоит на холме, покрытом земляничным газоном — это наша земляничная поляна. Чуть поодаль — декоративный огород.

В юго-восточном окне сквозь камни водопада просматривается рокарий, эффектно выглядящий на фонеколоритной листвы актинидии коломикты, из которой устроено вертикальное озеленение. Кстати, плоды этой дальневосточной лианы необык-новенно ароматны и вкусны, напоминают киви. Из южного окна, около небольшого леска, мы видим бамбуковую беседку — чайный домик. Вместо переднейстены бамбуковая рама — тоже окно, открывающее вид на розарий, перголу и ковер газона. В юго-западном окне главенствует вересковый сад — это холм, отсыпанный из субстрата повышенной кислотности, на котором высажены верески, клюква, черника, брусника, рододендроны, азалии, мелкие хвойные.

Благодаря тому, что все ландшафтные элементы занимают значительную площадь, сад не выглядит тесным, а, напротив, просторными большим. Геопластика и природный камень позволили придать целостность и колорит ландшафту. Для фруктового сада, земляничной поляны и ягодных кустов верескового сада подобраны районированные урожайные и вкусные сорта плодовыхкультур.

Презентация данного сада экспонировалась на выставке-конкурсе «Ландшафтная архитектура — взгляд из дома» (2010), на которой автор проекта получила диплом лауреата в номинации «Элемент ландшафтного дизайна».

Автор проекта Марина Астафурова,
ландшафтный архитектор.

Разработка, сопровождение и продвижение сайтов
— мультимедийная компания «Мультзавод»
© Компания «DreamsGarden group», 2010—2024
Творческая мастерская архитекторов и дизайнеров